И его «шаймуратики» – так они называются все-таки признали законными. Этот эксперимент взорвал все нормы экономики. Свои деньги Артур Нургалиев напечатал не для развлечения – нужно было чем-то платить работникам и спасать предприятие. Банкноты стали принимать и в магазинах, пока не вмешалась прокуратура.
Репортаж корреспондента Пятого канала Равиля Мукменова.
Обычная башкирская деревня Шаймуратово, но о ней часто говорят в бизнес кругах. Люди здесь помимо привычных рублей используют и собственную валюту.
В селе их прозвали «шаймуратики», по названию колхоза, где ими выдают часть зарплаты. На экономический эксперимент тридцативосьмилетний фермер Артур Нургалиев, пошел после засухи 2011-го, денег у хозяйства не было, стали задерживать зарплату, продуктами народ не брал, вот и пришлось печатать товарные талоны. Их принимали в местных же магазинах.
Раньше, по сути, работники колхоза не покупали товары, а брали их в долг, существовала специальная тетрадь, где велась запись, что, например, сегодня дядя Ваня взял банку сгущенки и полтора литра воды. Но постоянно возникали ошибки, поэтому и ввели внутреннюю валюту, которую можно отоварить только в одном магазине мира.
Миляуша Хасанова вспоминает времена, когда зарплату не видели по полгода. Когда появились товарные талоны, вообще доверие пропало, а теперь – в кошельке только эти бумажки.
Идею заимствовали у немецкого предпринимателя и экономиста Сильвио Гезеля, он еще сто лет назад подобное предложил. Причем «шаймуратики» по прошествии двадцати восьми дней обесцениваются, на два рубля, это сделано, чтобы в карманах не залеживались.
Сначала пришла слава. Потом – работники прокуратуры. Начались тяжбы, и только на днях верховный суд Башкирии легализовал «шаймуратики».
Для себя работник сам решает, как получать ему зарплату, хочешь все «шаймуратиками», хочешь рублями, но зимой с последними тяжело. Говорят, что «шаймуратики», уже принимают таксисты и дрова в селе покупают на эти бумажки.
Опытом в отдельно взятом селе после положительного решения суда заинтересовались и другие колхозы, ведь проблемы у всех одинаковые.